КНИГА ПЕРВАЯ.


История древних славян.


Часть первая.


ПРАСЛАВЯНСКОЕ ЕДИНСТВО: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.


Глава I. Происхождение славян.

1 Дрeвнeйшими списками лeтописи являются Лаврeнтьeвская лeтопись монаха Лаврeнтия из Суздаля (XIV вeк) и Ипатьeвская — из монастыря св. Ипатия в Костромe.

2 Всe отрывки из «Повести врeмeнных лeт» даны в пeрeводe Д.С. Лихачева и Б.А. Романова, изд. АН СССР, 1950, часть I. Написаниe подлинных тeкстов такжe дано в соотвстствии c этим изданиeм. — Прим. перев.

3 Лаврeнтьeвская лeтопись. B другом мeстe этой лeтописи читаeм: «Нарци ежe суть словeнe», то eсть «норики, которыe и eсть славянe».

4 C этой тeориeй связана лeгeнда o «грамотах» Алсксандра Вeликого и привилeгии, прeдоставлeнной им в Алсксандрии славянам в знак благодарности за их отличную службу. Эти поддeлки возникли в XIII вeкe, и источником для них служили дрeвниe свeдeния об отношeниях мeжду Алeксандром Макeдонским и скифами (Arrian, Anabasis, I V. 15).

5 Ягич B. Письма Добровского и Копитара. — СПб., 1885. — С. 119.

6 См., в частности, eго книгу «Uber die Abkunft der Slawen nach Lorenz Surowiecki», Ofcn, 1828. «Дрeвности» были изданы в 1836-1837 годах в Прагe в двух томах; доступeн такжe нeмeцкий пeрeвод Мозига фон Эрeнфeльда (1844) (Paul Joscph Schafariks Slavische Altcrthumer, deutsch von Mosig von Aehrenfeld, Bd. I-II, Lcipzig, 1843-1844).

7 Когда-то прeдполагалось славяно-гeрманскоe eдинство (Шлeйхeр, Фик) и славяно-иранскоe eдинство; нынe эти гипотeзы отвeргнуты. А. Мeйе, a до нeго Ф. Миклошич, П. Брадкe и А. Погодин отвeргают и балто-славянскоe eдинство [«Introduction a letude comparec des langues indo-europeennes», 5, 1922, c. 48; «Les dialectes indo-europeens», 1908, c. 48, «Avant-propos de la reimpression» (прeдисловиe к новому изданию этого сочинeния), 1922, c. 10-11]. Однако их мнeниe горячо оспаривалось славянскими исслeдованиями, особенно А. Брюкнeром (Zeitschrift f. vgl. Sprachforschung, 46, 1914, c. 217), B. Пожeзинским, Эндзeлиным и Я. Розвадовским («Rocznik siawistyczny», IV, V).

8 Евангeлическая миссия Кирилла и Мeфодия, родившихся в Солуни, могла имeть успех в Моравии только благодаря тому, что их южномакeдонскоe наречие лeгко понималось.

469

9 «Om formen af Nordboernes Granier», 1842; Cм. «Mullers Archiv fur Anatomic», 1845, c. 97; 1858, c. 105.

10 Cм. статьи o белорусах и великорусах в «Revue anthropologique russe», 1900, 1905; см. там же о поляках, 1901.

11 Talko Hryncewicz J. Przyczynek do poznania swiata kurganowego Ukrajny (Materiaty, Krakow, 1899, IV).

12 Cм. журнал «Swiatowit», III, c.50; VIII, c. 106; IX, c. 104, a также библиографию в моих «Slov. star.», I, c. 93 и сл.

13 Hellich J. Praehistoricke lebky v Cechach. — Praha, 1899. — с. 18.

14 («Цвет тела и волос у них и не совсем белый или золотистый и, c другой стороны, не совершенно черный, но все они красноватые».) Procopios, B. G., III,14. Анонимный Стратегикон (Anonymni Strategicon, изд. Мюллера) называет их έθνη ξάνθα (желтым народом).

15 «Slov. star.», I, c. 97. Различные свидетельства собраны in extenso в «Ziv. st. Slov.», I, c. 54.

16 По старому административному делению; в настоящее время значительная часть этой территории входит в состав Польши. — Прим. ред.

17 См. мои статьи «Pravlast Slovanu a archeologie» (в сборнике в честь Ватрослава Ягича, Берлин, 1908, 670) и «Poznamky k otazce slovanskosti nasich poli popelnicovych» (в «Pamatkach archeologickych», 26, 1914, c. 181).

18 Это новая теория Г. Коссины и Г. Вилке (Kossinna. Das Weichselland. — Danzig, 1919. — с. 10; Wilke. Mannus, IX, c. 52).

 

Глава II. Прародина славян.

 

1 Г. Коссина, профессор Берлинского университета, тщетно пытался доказать, что Польша и Украина в конце неолита были заселены германцами («Das Weichselland, ein uralter Heimatboden der Germanen», Danzig, 1919).

2 Cм. мою статью «Novу theorie o pravlasti slovanskе» в Чешском историческом журнале (XXI, 1915, І-ІІ).

3 Подробности см. в моих «Slov. star.», II, c. 71; III, c. 32, и в приложении к этой книге.

4 Редакция Киевской летописи в том виде, в каком она сохранилась до нас, датируется началом XII века.

5 См. выше, с. 12.

6 После вавилонского столпотворения.

7 Повесть временных лет, 1950, I, с. 207.

8 Там же, с. 23 («Там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне»).

9 Хроника Богухвала («Monumenta Poloniae historica», II, c. 468) и Длугоша («Historia polonica», I, initio).

10 Эта традиция ведет начало от краковского епископа Богухвала.

11 Например, легенда, согласно которой апостолы, в частности св. Павел, проповедовали в славянских землях евангелие, a св. Иероним, умерший в 420 году, создал древнеславянскую письменность — глаголицу. См. «Киевская летопись» (указанное место), a также Письмо папы Иоанна X (914-928) [«quis enim ambigit Sclavinorum regna in primitiae (sic!). Apostolorum esse commemorata»] и Письмо папы Иннокентия IV от 1248 года: «in Sclavonia est litterata specialis quam illius terrae clerici se habere a beato leronimo asserentes».

12 Cм. следующую главу, c. 32 и сл.

470

13 Ср. Шафарик, Slov. star., II.711. Название сообщения гласит: «Описание общин и областей к северу от Дуная» («Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii»). Летопись, открытая Гормайером, хранится в Мюнхенской библиотеке.

14 Название Дунай — чуждого, неславянского происхождения. Предполагают, что славяне приняли кельтское название (ср. лат. Danuvius, Danubius, греч. Δένουβις и т. д.), которое было передано им германцами (гот. Donavis, Donavia). Древнеславянская форма Дунавъ, позднее Дунай.

15 См. труды Шулька (Pogled iz biljarstva u praviek Slavena, Rad XXXIX, 1887) и Ростафинского (O pierwotnych siedzibach i gospodarstwie Slowian, Sprawozdania Krakowske akademie, II, 1908, III).

16 Cм. соответствующий комментарий в моих «Славянских древностях», I, с. 266 и сл.

17 По мнению Брюкнера, выдающегося польского филолога, первым всеобщим названием бука было grabъ, grabrъ («Zeitschrift fur vergleichende Sprachforschung», XLVL193). Было бы неверно, однако, если бы славян удаляли от Вислы на этом основании; да и сама теория Брюкнера, я полагаю, несколько натянута. Прародина славян не знала также слова тис (tisъ, Taxus baccata), дерева, распространение которого относится лишь к западной части определяемой территории.

18 Прежде всего M. Vips. Agrippa (Plin., IV.81, 97, Dimens. prov., 19); затем Pomp. Mela, III.l, 82; ІІІ.З, 25; Ptolem., 11.11, l, 4, 8, 10, ULI, 8; Marc., 11.31, 36-38. Название Вислы считалось либо славянского происхождения (Добровский, Крек, Гануш, Кавчинский, А. Погодин), либо славяно-германского (Фирлингер, Шрадер), либо германского (Ферстеман, Будилович), либо, наконец, галльского. Последнюю точку зрения разделяли выдающиеся современные филологи (Розвадовский, Шахматов, Фасмер, Буга, Бремер). Однако мы не можем не обратить внимание на то, что подобные или очень близкие названия широко распространены в славянской топонимике. Тут мы встречаем не только Вислоку, Вислок (приток Вислы) в Галиции, но и Вислицу, Вислоч, Вислувку в Польше, Свислочь в Белоруссии и Виславу (Wiszlo) в Венгрии. Прибавлю, что русский филолог А. Соболевский относит даже связи славян c саксами к эпохе славянского единства.

19 Предполагается, что оно скифо-сарматского происхождения (oset. dan — «вода»). (См. Л. Нидерле. Starovеkе zpravy o zemich vychodni Evropy. — Praha, 1899. — C. 58 и A. Соболевский. Archiv ftir slavische Philologie. — 1905. — C. 240.)

20 Слав. берстъ, «jilm» (Niderle L. Starovcke zpravy. — C. 70, 84); Cм. noxoжее название Днепровского притока Березины, образование от береза («briza»).

21 См. Vasmer. Rocznik slawistyczny, IV, c.164; V, c.138; VI, c. 177

22 См. дальше, c. 31.

23 Кочубинский A.A. Территория доисторической Литвы // ЖМНП. 1897. I. - C. 60.

24 Соболевский A. Лингвистические и археологические наблюдения. — Варшава, 1910; см. также возражения ему А. Погодина, «Изв. отд. русск. яз. и слов.», 1905, Х.З, с. 11.

25 Самого культурного единства никогда не существовало. Население Повисленья было всегда под влиянием иных культур, чем население Поднепровья, a культура западных славян была всегда отлична от культуры славян восточных.

26 Впрочем, этот исследователь сам допускает распространение славян уже в доисторическую эпоху и вне Припятьской области.

471

27 А. Шахматов. Изв. отд. русск. яз. и слов, 1911, с. 707; «Archiv fur slavische Philologie», 1911, c. 51; J. Rozwadowski. Spravozdania Krakovske akademie, 1901, XI, 1906, III; Almae matri Jagiellonicae, Львов, 1900, c. 107. Однако в самой последней своей статье Розвадовский высказывается довольно осторожно и отказывается от теории кельтской принадлежности венедов («Rocznik slawistyczny», VI, c. 39, 269), но поддерживает ту точку зрения, что до нашей эры славяне жили не между Вислой и Днепром, a севернее Немана.

28 См. мою статью «Nove theorie o pravlasti slovanskc» в «Чешском истори-ческом журнале» («Cesky casopis historicky», XXI, 1915,І-ІІ).

29 См. критику K. Буги и M. Фасмера («Rocznic slawistyczny», VI, c. 1-28, 179). Эти авторы совсем отвергали галльский характер приведенных названий (кроме названия Вислы) и обозначали их как индоевропейские. Наконец, А. Шахматов сам признал незадолго до смерти «слабость и неудовлетворительность» своих несчастных кельтских теорий (A. Meillet. Revue des Etudes slaves. I. — 1921. — C. 190, прим. 1).

30 До 1900 года здесь было осушено для земледелия 7 832 000 га; 328 000 га были превращены в луга, таким образом, осталось только 2 644 000 га болот.

 

Глава III. Первые исторические известия o славянах u наименования последних.

 

1 Подробности см. в «Slav, star.», I, 221, a также в наст. книге, с. 138 и сл.

2 Herod., ІV.17-18 и 53-54.

3 Там же, ІV.83-98 и 118-143.

4 См. ниже, с. 35.

5 Чешский исследователь Я. Пейскер изложил свои взгляды в нескольких работах, например «Die alteren Beziehungen der Slaven zu Turkotataren und Germanen» (Berlin, 1905); «Neue Grundlagen der slavischen Altertumskunde; Vorbericht» (Stuttgart, 1914); «The expansion of Slavs» (reprinted from the Cambridge Medieval History, II, 1914). Cм. критическое резюме, опубликованное мной в «Архиве славянской филологии» (1909, с. 569) под названием «J. Peiskers neue Grundlagen der si. Altertumskunde» и в «Revue des Etudes slaves» (II, 1922, c. 19-37) под названием «Des thcories nouvelles de J. Peisker sur les anciens Slaves», a также статью J. Janka «O stycich starych Slovanu s Turkotatary a Germany hlediska jazykozpytneho», опубликованную в «Вестнике чешской академии» (XVII, 1908, c. 101) и в журнале «Worter und Sachen» (1, c. 109).

6 Cм. «Zivot st. Slov.», I, c. 162; III, c. 135, 146 и сл., и статьи, цитированные в предыдущем примечании.

7 Const. Porphyr. De adm. imp., 2.

8 Co стороны лингвистов было довольно много возражений, особенно против предположения, что термины млеко и тварогъ заимствованы. Профессор славянской филологии В. Ягич считает их славянскими (см. труд Й. Янка, цитируемый выше).

9 Cм. Pomp. Mela, ІІІ.5, 45. Ср. Plin., 11.170.

10 Эту легенду знали уже Геродот (III.115) и Гесиод («Hes. fragm.», ed. Marckscheffel, 355), Skylax (c. 19), Skymnos (v. 188). Cм. также Berger, Geschichte der wissenschaftlichen Erdkunde der Griechen (I, c. 29).

11 Форма «венд» (vend) была, вероятно, первоначальной формой; распространенная форма «венед» (vened) возникла в греческой и римской литературе, по-видимому, под влиянием хорошо известных названий адриатических венетов.

472

12 lord., Get,V.34, XXIII.119.

13 См. критику этих теорий М. Фасмера и К. Буги (M. Vasmera a K. Bugy, Rocznik slawistyczny, IV.3, c. 189).

14 Cм. выше, c. 27.

15 Так, например, Vindana, Vindalum, Vindonissa, Vindeleia, Vendovera, Vindobriga, Pennovindos, Vindobala, Vindolana, Vindomova, Vindogladia, Vindogara в Галлии и Бретани; Vindelici, Vindonianus vicus, Vindobona, Magiovindus, Vendidora и т. п. в восточноальпийских землях. Ср. d'Arbois de Jubainville, «Les premiers habitants de l'Europe», II, c. 264, 294. Этимология слов венд, винд неясна (vindos — «белый»?). Остальные возможные толкования этого слова см. в «Slov. star.», I, c. 201. Существует также славянская этимология. Первольф находит тут же корень vent — «великий», старославянская форма сравнительной степени «vеtsij» — «больший».

16 Procop., B. G. III.14.

17 См. выше, с. 25.

18 Она появляется лишь в источниках VIII века («Slov. star.», II, c. 487; III, c. 114) и только для обозначения полабских сербов (sorabi в анналах Эйнхарда, 782, 806, 822, и surbi в анналах Фредегара, ІV.68).

19 Dialogi, 110 (Migne, Patrologia graeca, 38, 847). Cp. Mullenhoff, Deutsche Altertumskunde, 11.347, 367.

20 Более древних упоминаний нет. А. Погодин считал достойным внимания в этом отношении два имени собственных — Stlabonius Fuscinus («Corpus inscr. lat.», 111.4150) и M. Slavus Putiolanus (там же, III, добавление, c. 1958); оба весьма сомнительны.

21 В заключение Розвадовский называет ряд названий рек в Польше и России, образованных от формы «слав» и «слов», и предполагает, что существовала река, называемая Слова или Слава, или хотя бы болотистая местность, называемая «Слово», a народ, обитавший в этой области, получил от него название «словене». Эти названия рек образованы якобы от корня «kleu» — означающего «заливать» (поливать), «чистить». Милан Будимир высказывает это же мнение (Zbornik A. Belice, Belehrad, 1921, c. 97-112, 129-131).

22 lord. V.34.

23 Cм. «Cesky casopis historicky», I, 1895, c. 19.

 

Глава IV. Дифференциация славян.

 

1 См. выше, с. 19-20.

2 Достаточно упомянуть здесь в качестве основного факта, что западная часть древней славянской территории всегда, в частности и в доисторическую эпоху, испытывала иные культурные влияния, нежели восточная часть, простиравшаяся по Днепру, который связывал ее c Черным морем и Востоком.

3 Таковой, например, является точка зрения В. Ягича, О. Гуера и А. Соболевского. А. Шахматов продлевает эпоху единства вплоть до IV века, в то время как А. Мейе допускает, что всеобщий славянский язык существовал еще в VIII веке н.э. (Le monde slave, 1917, III, c. 399; Revue des Etudes slaves, I, 1921, c. 8; II, 1922, c. 303, и критика Белича в «Slavii», I, 1922, c. 8).

4 См. Приложение к VII тому Зап. Акад. наук, ч. 2, СПб., 1865, a также Beitrage zur vergleichenden Sprachforschung, 1856, c. 1-27.

5 Cм. выше, с. 15.

6 «Archiv fur slavische Philologie», XX, c. 21 (XVII, c. 71).

473

7 Впрочем, и болота в бассейне р. Припяти, составлявшие северную часть славянской прародины, были мало заселены, a жители их были недостаточно сильны, чтобы эффективно расселяться по северным районам, густо населенным в то время прусскими и литовскими племенами.

8 См. выше, с. 40.





Hosted by uCoz